Главная | Архив |

  Права человека  
   

Раиса ГАЙДАРОВА

 

ВЫЖИВАНИЕ
В РАМКАХ ЗАКОНА

 

 

Если бы официальные государственные праздники утверждались исключительно «по желанию трудящихся», то этот бы отмечался в России с особым чувством - Международный День защиты прав человека, приходящийся на 10 декабря. На любой выбор была бы мотивация: день покаяния, осознания, борьбы, примирения... Кому что выпало в жизненной лотерее в стране, где скорее властвуют мнение и понятие, чем Право и Закон. Уже затертая цитата из М.Н. Тихомирова: «...русское правосознание ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможность жизни на юридических началах». Можно парировать: никогда не говори «никогда».
Но, увы, статистика,хотя не официальная, «кричит»: две трети граждан России, осужденных к лишению свободы, ныне пребывающих за решеткой (прежде всего молодежь и особенно подростки), могли бы получить условное наказание, быть оштрафованы или даже оправданы за отсутствием состава преступления... Но «они в свое время не смогли противостоять произволу силовых ведомств, отдельные представители которых борются за результаты в работе, но не с преступностью».А помешали иному исходу правовой нигилизм, незнание законов и то, что вовремя не пришли на помощь квалифицированные юристы и адвокаты. То есть молодые (хотя и «зрелых» это касается тоже) не владеют, как ныне говорится, «правовой самообороной»...
К чести работников аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, здесь давно задумались, как переломить эту негативную ситуацию хотя бы в отдельно взятом регионе. И вот уже седьмой год по инициативе Уполномоченного (оригинальные программы разрабатывают работники аппарата - кандидат философских наук И.В. Дергачев и Л.К. Ханнанова) в Смоленске, а теперь и в области проходят правовые конкурсы. Всякий раз предлагалась новая форма. Сначала это были законопроекты, затем социологические исследования и телесценарии. А в школах из числа учеников стали выбирать Уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Они прочно заняли свою нишу в рамках школьного самоуправления. А сотни школьников всерьез увлеклись усвоением правовых знаний, своих прав и обязанностей. И хочется надеяться, что меньше стало правового нигилизма, меньше скепсиса к закону, присущего взрослым.
- Для меня было бы венцом всей работы, если бы однажды эти молодые люди заявили должностному лицу: «вы нарушаете конституционные требования», - сказал Вячеслав Николаевич Осин. - Если продолжить этот ряд, то на другом его конце окажутся представители криминального мира, выстраивающие ловушки для подростков, прежде всего тех, кто ощущает свою беззащитность перед лицом милиции- органа, обязанного защищать права граждан. По данным социологических исследований, подростки не верят, что защищены со стороны Закона. Надо ли говорить, как разрушающе это действует на правовую культуру, подобно ржавчине разъедает наши моральные ценности, а ребят уводит в теневую часть жизни, где образование, патриотизм, мораль -пустые слова.
Всю сложность и тревожность этого момента, растянувшегося на годы, ощущают прежде всего школьные педагоги. И совсем неудивительно, а вполне закономерно, что в планах педагогов 33-й смоленской школы появилось мероприятие, в частности правовые лекции на тему: «Искусство выживания в рамках закона». «Экзотично» - сказал бы законопослушный житель Европы. «Своевременно» – говорит Лидия Алексеевна Кудинова, заслуженный учитель России, директор этой школы.
- Наша молодежь попала в двусмысленное, и я бы сказала, тяжелое положение. С одной стороны, в школе они слышат, как надо жить с точки зрения Закона, справедливости и морали. А за пределами школы видят обратное тому, что говорят учителя. Ведь правовое государство мы только строим, его пока нет. Вот когда мы его построим - молодежи будет легче. Больше всего по нашим наблюдениям они боятся отношений с милицией, судом. Их страшит жизнь в обществе, где властвует Его Величество рубль, где правительство не может справиться с коррупцией и произволом чиновников, а общество криминализируется. Как жить законопослушному? Наши ученики тоже мечтают, конечно, зарабатывать деньги. И это правильно. Они мечтают управлять ситуацией, влиять на жизнь в нашей России. А не очень и получается по их прогнозам. Они же видят: в прошлом был посредственным учеником, едва ли не двоечником, а в сегодняшней жизни имеет и хорошую должность, и деньги, и машину... А вот «умники», даже окончившие школу с медалью, денег не имеют, да и престижа порой тоже. На днях слушала радиопередачу - подводили итог опроса на тему: какие профессии в нашей стране самые уважаемые? Были названы - учителя, врачи...Правильно, так оно по идее и должно быть. А на следующий вопрос родителям - о каких профессиях для своих детей они мечтают, были почти одинаковые ответы: финансисты, бизнесмены. Но не учителя и не врачи с их низкой заработной платой. Деньги становятся универсальным мерилом. Чем, вы думаете, какими соображениями руководствуются по нашим наблюдениям сегодня наши ученики? Кстати, это подтвердили и последние социологические исследования в стране. Почти для всех на первом месте стоят соображения «выгоды», «преследование собственных целей». Важно, как при этом складываются у молодого человека отношения с законом. Тут цифры просто удручают: 45 процентов проанкетированных ребят считают, что в определенных жизненных обстоятельствах нарушение закона можно оправдать, а каждый шестой - и вполне нарушить. То есть одна часть поддерживает действующие в обществе правовые порядки, другая - критична, третья вполне готова к нарушению Закона.
- Расклад тревожный. Что же может школа?
- Многое. Не скажу за всех. В последние годы нами в школе немало сделано для пропаганды правовых знаний, начать с экспериментального предмета, ведущегося с 8 класса - «Право». Затем начавшиеся с 2000 года правовые конкурсы и олимпиады - региональные и федеральные, из которых наши ребята выходили лауреатами или победителями. Пишутся доклады, рефераты, телесценарии. Вот уже третий год работает в школе - это прекрасная инициатива В.Н. Осина - Уполномоченный по правам участников образовательного процесса. Поле деятельности у него достаточно широкое и уже хорошо освоенное. Мы имели возможность убедиться - ребята знают, куда идти и как действовать в критических ситуациях. Так что актуальная в России «наука» - как выживать в рамках закона - нами упорно осваивается. А вот насколько успешно, время покажет. Многие наши ребята стремятся и благополучно поступают на юридические факультеты. Тяга к правовым знаниям налицо. Но вот мотивация жизни... Ее не объехать и не обойти. На классных часах, которые я посещаю, ребята достаточно откровенно высказываются: чтобы жить богато, необязательно в России быть высокообразованным и высокоморальным: «А вот у нас сосед-предприниматель...». Общество на авансцену жизни не выставило привлекательную фигуру образованного и законопослушного гражданина, непременно сочетающего интересы своего дела с интересами страны. Меня бесконечно возмущает поток грязных комментариев в прессе к некогда бытовавшему моральному правилу: сначала думай о родине, потом о себе... Критикуют, высмеивают. Юных циников хватает и у нас в школе: «Кому это сейчас нужно?!».
- В каком-то смысле сталкиваются идеологии двух поколений: немолодых педагогов и подростков...
- Да, им не откажешь в трезвости оценок. Нельзя не согласиться с истиной: мы вступаем в мир, где прагматики диктуют правила игры. Однако те же граждане США неподдельно и искренне гордятся своей страной, чтут ее Конституцию и флаг. Это не мешает бизнесу всех масштабов процветать, а гражданам, не стыдясь громких слов, говорить о благе страны.
- Как далеко нашим детям до таких «гражданских высот»?
- Я верю, что не так и далеко. Уже многие из наших ребят способны выстроить собственную «правовую самооборону».В критический момент своей жизни они вспомнят, чему мы их учили. Ну, а в зрелой жизни, если и станут бизнесменами, работодателями, то, надеюсь, будут поступать в рамках Закона. Кстати, есть и «первые ласточки». Мне рассказал свою ситуацию наш бывший выпускник, парень толковый, обладающий организаторскими способностями, прошедший наш правовой всеобуч. Усвоивший науку «жить по совести», которую мы в школе упорно осваиваем. Мораль и право неразделимы. На этом мы и стоим. Так вот, рассказал о том, что ушел из своей процветающей фирмы, где был вторым лицом, руководил, рассчитывался с рабочими и по закону, и по справедливости. Ушел потому, что первое лицо вдруг решило заниматься этим лично, стало урезать рабочим зарплату, обсчитывая, выискивая лазейки в трудовом законодательстве. И все это на фоне немалых прибылей. Это вызвало самую негативную реакцию у нашего выпускника, после чего он уволился из фирмы. Согласитесь - это поступок...
А новый правовой конкурс - в самом зените. Оригинальные, вызвавшие у школьников большой интерес и даже азарт программы разработаны, как всегда, в стенах аппарата Уполномоченного... Школьники пишут на этот раз телевизионные сценарии судебных процессов. Придумывают жизненные коллизии, ситуации, продумывают ход судебного процесса. Подключена на этот раз вся область. От каждого района будет по одному соискателю. В конкурсе участвуют ребята почти тридцати смоленских школ. Лучшие сценарии в январе будущего года оценит профессиональное жюри, которое составят настоящие судьи и работники прокуратуры. Научить наших детей не выживать, хоть и в рамках Закона, а полноценно жить - так определили свою задачу педагоги 33-й смоленской школы. Пожелаем им успеха!




 


 

 

 

№11 (11)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич