Главная | Архив |

  Социальная помощь детям-сиротам  
   

 

Мост в будущее

 

Уже несколько лет в Смоленской области работает Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!». Сегодня у нас в гостях – его президент Анна Аббасова.

- Здравствуйте, Анна. Расскажите, пожалуйста, о Вашем фонде. На решение каких задач направлена его деятельность?
- Добрый день. Уже из названия фонда – видна наша основная цель – социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. И прежде всего – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В рамках этой помощи одним из приоритетных направлений нашей деятельности является постинтернатное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов. Почему? Потому что мы считаем, что это очень важный и сложный период в жизни ребят, которому у нас в стране уделяется неоправданно мало внимания. А ведь после выпуска перед ними встает непростая задача – интегрироваться в общество, начать жить самостоятельно. И, к сожалению, справиться с этой задачей удается далеко не всем. Собственно, как раз для того, чтобы выпускникам это удавалось, и реализуется в Смоленской области наш проект «Мост в будущее».

- Проект «Мост в будущее» реализуется именно в нашей области. Чем это вызвано?
- Постинтернатное сопровождение выпускников для Смоленской области, как нам кажется, более актуально, чем для многих других регионов. Есть несколько причин. Во-первых, это особенности интернатных учреждений в Смоленской области и их месторасположение. Дело в том, что подавляющее большинство учреждений для сирот в Смоленской области расположено в сельской местности, вдали от развитой социальной инфраструктуры. Как результат, ребята после выпуска часто не умеют пользоваться, например, почтой, поликлиникой, сберкассой и даже испытывают сложности при совершении покупок в магазинах. И в этом смысле по объективным причинам выпускникам Смоленщины сложнее адаптироваться к самостоятельной жизни, чем, скажем, выпускникам города Новосибирска. Просто потому, что Новосибирск – большой город, где дети-сироты волей-неволей вынуждены активно взаимодействовать с окружающим их миром. К тому же почти все учреждения для сирот в Смоленской области – это школы-интернаты. А это означает, что ребята и учатся и живут в одном месте – в своем учреждении и не ходят в обычные школы, что ограничивает их возможности устанавливать отношения с ребятами из семей. Все это вместе с излишней закрытостью интернатных учреждений от внешнего мира означает, что на практике контакты детей с социумом сильно ограничены. Познание мира за стенами учреждения сильно затруднено.
Во-вторых, руководство области и профильные ведомства понимают, что необходимо совершенствовать работу по постинтернатному сопровождению выпускников, и готовы сотрудничать в этом направлении с фондом. И это абсолютно правильно, так как такое сотрудничество позволило объединить усилия и привлечь в регион значительные дополнительные ресурсы (как материальные, так и интеллектуальные) и направить их на помощь детям.

- Анна, расскажите нашим читателям, в чем актуальность проекта «Мост в будущее»? В чем его особенности?
- Относительно актуальности, вот лишь некоторые цифры. В интернатных учреждениях Смоленской области находится более тысячи воспитанников. В среднем сто сорок человек ежегодно выходит из школ-интернатов и начинает жить самостоятельно. Практически все из них проходят через кризис адаптации, и не всегда у ребят достаточно собственных ресурсов для его преодоления. Только треть выпускников более или менее устраивается в жизни: получает образование, профессию, трудоустраивается и создает семью. А остальные, к сожалению, пополняют ряды не имеющих профессии, безработных, правонарушителей, людей, которые разочаровались в жизни. При этом важно понимать, что их личной вины в этом не много.
Причина таких сложностей во многом в том, что они не могут рассчитывать на помощь семьи, родных – им попросту не на кого опереться. В этом – принципиальное отличие выпускников от семейных детей. Это и определяет необходимость оказания им дополнительной помощи со стороны общества.
Теперь об особенностях нашего проекта. Главное - в системном подходе к организации сопровождения выпускников и масштабе деятельности. На Смоленщине фонд совместно с властями выстраивает систему сопровождения областного масштаба.

- И что же представляет собой создаваемая система сопровождения?
- Ключевым элементом в ней является Центр поддержки выпускников детских интернатных учреждений «Расправь крылья!». Центр был открыт в декабре 2008 года. По своему характеру – это ресурсное учреждение, в котором аккумулируются необходимые организационные, методические, информационные и аналитические ресурсы. И предназначены они для выпускников, специалистов и учреждений области. Центр выстраивает и в дальнейшем обеспечивает работу всей системы сопровождения. Уже сейчас она охватывает 440 выпускников и 25 учреждений.

- Центр поддержки выпускников решает важную проблему. Расскажите подробнее, каким образом организована помощь ребятам?
- Одним из важных направлений работы Центра является оказание помощи непосредственно выпускникам. Это происходит через организацию деятельности кураторов, индивидуальное консультирование, организацию реабилитационного досуга, решение вопросов, связанных с жильем, материальной помощью и трудоустройством.
Важно индивидуальное сопровождение каждого выпускника специалистом-куратором. Рядом с выпускником есть взрослый, который оказывает ему поддержку и помощь в новых жизненных ситуациях и способствует становлению его самостоятельности. Куратор - это человек, который выстраивает отношения с ребенком индивидуально и не по принципу «вышестоящий – нижестоящий», «я все знаю, а ты - нет», а действует как старший товарищ, наставник. Он не принимает решения за ребенка, а помогает ему принимать их самостоятельно. Не делает что-то за него, а помогает ему действовать самостоятельно, лишь подстраховывая его. Куратор не прячет ребенка от проблем и сложностей, с которыми в жизни неизбежно сталкивается любой человек, а помогает ему научиться решать их самостоятельно. Как результат, ребенок при поддержке куратора получает собственный опыт и учится быть самостоятельным.
Сейчас в Смоленской области уже работает 25 кураторов. Что же касается того, как они работают, то мы выделяем два этапа. Первый, подготовительный, - в интернатом учреждении. На этом этапе куратор готовит воспитанников к выпуску по специально разработанному плану. Здесь идет работа по формированию у ребят знаний и навыков, необходимых для независимого самостоятельного проживания.
Второй этап, основной, - в образовательном учреждении профессионального образования. Основная задача здесь – помочь выпускнику преодолеть кризис адаптации. Куратор постепенно переходит в своей работе от стратегии помощи к стратегии активизации, что позволяет постепенно увеличивать самостоятельность и ответственность выпускника.
Понятно, что выпускники разные, степень их самостоятельности разная, и поэтому характер их поддержки тоже разный. Мы различаем интенсивное, поддерживающее и мониторинговое сопровождение. Они отличаются друг от друга степенью контроля за выпускником со стороны куратора и уровнем самостоятельности самого молодого человека.
Кроме того, в Центре работают квалифицированные специалисты - психологи, социальные педагоги, юрист, психотерапевт, - к которым выпускники могут обратиться за индивидуальной консультацией. Специалисты Центра оказывают профессиональную помощь в принятии оптимального решения, сохранения и повышения качества жизни. Как правило, консультативная работа носит характер совместной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели. Она формулируется в ходе совместного анализа затруднительной ситуации. Две трети выпускников, участвующих в проекте, обращались за индивидуальными консультациями. Выпускники приходят в Центр за практической помощью по вопросам образования, трудоустройства, жилья и помощью в решении житейских вопросов.
Большая проблема выпускников – неумение проводить свободное время. Поэтому одно из направлений работы Центра – помощь в его организации, причем приоритетным считаем реабилитационный досуг. Сюда ребята могут придти просто пообщаться, узнать что-то новое или чему-то научиться. На базе Центра открыты гостиная и клуб. Работают кружки: танцевальный, музыкальный, художественного слова. Ребята в рамках медиа-группы и школы журналистики издают свою газету.

- В Смоленской области не одно сиротское учреждение. Какую поддержку получают педагоги?
- Необходимое направление деятельности Центра – методическое обеспечение педагогов, работающих с сиротами, обучение их новым технологиям и методикам постинтернатного сопровождения, повышение их профессиональной компетентности. Это очень актуально в настоящее время. Поддержка оказывается не только педагогам детских домов и школ-интернатов для сирот, но и педагогам образовательных учреждений профессионального образования, где учатся наши выпускники.
Все кураторы прошли обучение. В процессе практической работы они получают методическое сопровождение, которое оказывают специалисты Центра через индивидуальные и групповые консультации. Основная форма методической работы - постоянно действующий семинар, который проходит каждый месяц. На данный момент на базе Центра 50 педагогов уже прошли переобучение и овладели новыми технологиями работы с выпускниками.
В структуре Центра создан отдел, осуществляющий аналитическое и методическое обеспечение его деятельности. Сформирована база данных. Собирается статистическая информация, характеризующая постинтернатную адаптацию выпускников; анализируются факторы, влияющие на ее успешность; вырабатываются рекомендации по эффективному сопровождению.

- Очень правильное решение - заранее готовить ребят к выходу из детского дома или школы-интерната. Но ведь, наверное, эта задача решалась в данных учреждениях каким-то образом и раньше?
- Да, решалась, но, как правило, это были теоретические занятия. На них ребятам давались знания и навыки, которые ими не усваивались, потому что не были им необходимы в тот момент. У нас другой подход – нужно готовить к самостоятельной жизни через опыт. Поэтому важно создавать в интернатных учреждениях условия, максимально близкие к будущей самостоятельной жизни. В первую очередь – это условия индивидуального (не группового) проживания на полном самообслуживании. С этой целью мы открыли в интернатных учреждениях шесть социальных квартир. Это специально переоборудованное под однокомнатную квартиру жилое помещение. Есть кухня, гостиная-спальня, туалет. Как правило, ребята живут в квартире по двое. Они сами готовят, стирают, гладят, поддерживают порядок – делают все то, что обычно в интернатном учреждении получают в готовом виде. Срок проживания постепенно увеличивался от нескольких дней до нескольких недель. Кроме того, это шанс почувствовать себя отдельно от группы, уединиться. И это не менее важно. Основной результат от данной работы можно сказать словами одного из ребят: «Я узнал, как тяжело жить без воспитателей, но я научился жить без воспитателей».
В образовательных учреждениях профессионального образования также реализуется проектная деятельность. Она направлена на внедрение новых социальных услуг для выпускников. Это образовательные, социально-бытовые и досуговые услуги.
Таким образом, важной задачей деятельности Центра является выстраивание сети социальных партнеров – необходимого элемента системы постинтернатного сопровождения. В проекте принимают участие 10 учреждений для сирот и 15 образовательных учреждений профессионального образования.

- Что вы можете отметить как успехи и достижения проекта? Чем важен этот проект для Смоленской области?
- Мы считаем, что основной наш успех – это увеличение числа выпускников, которые смогли адаптироваться к новым условиям вне сиротского учреждения, получить профессию, трудоустроиться. Это ребята, которые смогли взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Научились быть независимыми и самостоятельными. Поняли, что успешность их жизни зависит от них самих. А их стало значительно больше после начала реализации проекта.
Опыт сопровождения выпускников интернатных учреждений, осуществляемый в Смоленской области в рамках проекта «Мост в будущее», оценен положительно на межрегиональной научно-практической конференции «Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение». Она состоялась в Смоленске 22 – 23 июня 2010 года и была организована нами совместно с администрацией Смоленской области. В ее работе приняли участие более 100 представителей из 11 регионов Российской Федерации.
Для Смоленской области основной результат нашей совместной деятельности связан с увеличением числа успешных граждан. Особенно это значимо для тех, кто в начале своей жизни имел значительно меньшие стартовые возможности.
Спасибо, Анна.







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(122)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич