Главная | Архив |

  Профсоюзная жизнь  
   

Павел ГУЛЯКОВ

 

МЫ БУДЕМ ТОЛЬКО УКРЕПЛЯТЬСЯ

 

О прошлом и настоящем Смоленского профобъединения, о будущем профсоюзного движения рассказывает заместитель председателя Смоленского областного объединения организаций профессиональных союзов Павел Иванович Гуляков.

- Когда и как судьба связала Вас с профсоюзом?
- Происходило все неожиданно. Я был приглашен на областную конференцию Совета профсоюзов в ноябре 1984 года. И на этой конференции был избран секретарем облсовпрофа. Тогда председателем был Петр Иванович Любовский. В свое время, когда я был первым секретарем Велижского РК КПСС, он был первым – в Демидовском районе. Так что мы хорошо знали друг друга.

- А как вы стали первым секретарем райкома, как шли к этой должности?
- Все происходило непросто и не сразу. Свою трудовую деятельность начинал строителем, работал техником-строителем, начальником строительного отдела райисполкома. В 1959 году был избран первым секретарем райкома комсомола. Затем началась работа в партийных органах, был инспектором и заведующим организационным отделом Демидовского райкома КПСС, два года работал инструктором организационного отдела обкома партии. Когда меня принимали в обком, первым секретарем был Николай Иосифович Калмык, а через год первым секретарем стал Иван Ефимович Клименко. И в Велиж отправлял меня уже он. В Велиже в 1970 году я был избран вторым секретарем райкома партии, через 2,5 года меня избрали председателем райисполкома.
В этой должности тоже был 2,5 года. А затем 10 лет работал первым секретарем Велижского райкома партии. С этой должности я попал сюда, в областной совет профсоюзов. Избрали меня в ноябре, а приступил я к работе 3 января 1985 года. Месяц ушел на передачу дел в Велижском РК КПСС.
Накануне конференции областного Совета профсоюзов меня отправили на собеседование к руководству ВЦСПС, состоялся интересный содержательный разговор с секретарем ВЦСПС В.П.Провоторовым, который ведал кадрами. До этой встречи меня познакомили с руководителями отделов и другими секретарями.
Запомнился один эпизод, связанный с моей поездкой в Москву. Перед встречей с Провоторовым, на беседе с зав. орготделом мне было сказано, что «вообще-то на такие должности мы назначаем только секретарей обкомов». Я не растерялся и говорю: «Назначайте секретарей обкомов. А что касается меня, так я не просился, меня направил обком партии». Он смутился и «замял» этот разговор. А когда мы пришли к С.А. Шалаеву, так тот, только ознакомившись с моей «объективкой», сразу заявил: «Вот такие люди нам и нужны».
В январе следующего года будет 25 лет, как я работаю в профсоюзах.
- Опыт работы в партийных органах помог вам быстро освоиться в новой должности?
- Конечно, многое было знакомо, потому что в ту пору партия руководила советами, профсоюзами и комсомолом, но внутреннюю специфическую работу профсоюзов пришлось изучать.

- То есть вновь пришлось учиться?
- Разумеется, и большую помощь на первом этапе мне оказывали люди, которые здесь работали и лично председатель облсовпрофа.
- Расскажите немного о людях, стоявших тогда в руководстве облсовпрофа?
- Петр Иванович Любовский к тому времени, как я пришел в облсовпроф, имел большой опыт работы в профсоюзах, грамотный и принципиальный человек, внимательный к людям и делу, которым он занимался. Я благодарен ему, что он меня ввел в курс дела. Но он сразу же нагрузил меня большим объемом работы. Из 22 служб и отделов - 11 курировал я. И, кроме того, на меня он еще возложил прием всей корреспонденции, кроме писем из ЦК КПСС, ВЦСПС и обкома партии – это он принимал сам. Поток бумаг был большой. Еще он на меня возложил распоряжение бюджетом, наравне с собой.

- Значит, доверял вам руководитель?
- Наверно. В ту пору секретарями еще были Агриппина Ивановна Лейкина – она в основном курировала обком профсоюза АПК, и Репянский Николай Григорьевич. Тогда в облсовпрофе были такие отделы: организационный, социального страхования, производственной работы и заработной платы, охраны труда, культурно-массовой и физкультурной работы, правовая инспекция, юридическая консультация, жилищно-бытовой отдел, отдел иностранного туризма, профсоюзные курсы, областной совет изобретателей и рационализаторов, совет научно-технических обществ, совет по управлению курортами, областной совет по туризму, Дом культуры, межсоюзный дом самодеятельного творчества, базовая библиотека, совет по кино. Кстати, наши профсоюзные киноустановки были почти во всех районах области (всего более 100). И еще у нас было несколько добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Труд», «Урожай», «Буревестник». Потом они объединились в ВДФСО профсоюзов. Кроме того, стадион и спортивная база в Колодне. Самая большая работа проводилась профсоюзами по организации социалистического соревнования, детского оздоровительного отдыха и санаторно-курортного лечения.
- Получается, что профсоюзы в ту пору занимались более широким спектром направлений деятельности, чем сейчас, а теперь работы вроде бы стало меньше по сравнению с тем периодом, когда вы начинали?
- Это не так. И самым главным направлением в работе, как и тогда, - осталась защита интересов человека труда. Но тогда, конечно, профсоюзы были встроены в единую общественно-политическую систему. Партия, советы, профсоюзы и комсомол действовали в единой упряжке. В этой системе люди выбирали, куда идти по каким вопросам. Молодежь, естественно, со всеми проблемами обращалась в комсомол, а последняя инстанция – обращение в партийные органы, но не возбранялось и сразу напрямую обращаться в комитеты партии.
Нет, сейчас нисколько не легче, наоборот, намного сложней и трудней. Система работы с людьми теперь совершенно иная, частично она решается через систему социального партнерства. Регулируются социально-правовые отношения на федеральном уровне – генеральным соглашением. Все правовые нормативы заложены в «Трудовой кодекс», действуют также региональные, отраслевые и территориальные соглашения. Во всех этих документах три стороны - профсоюзы, работодатели и органы власти – берут на себя определенные обязательства. Важнейшим документом в регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и работниками предприятий является коллективный договор.

- Насколько эффективна эта работа, и какие она приносит плоды?
- Плоды не сразу появляются. Это большая работа, связанная с согласованием действий разных сторон в процессе переговоров, поиском правильных решений, применением всех правовых норм при рассмотрении вопросов социально-трудовых правоотношений. Кроме переговорного процесса, на уровне региональной трехсторонней комиссии на каждый год составляется план работы комиссии, в который включаются вопросы оперативного реагирования в текущей работе, и уже на согласительном уровне принимаются решения, в которых определяется, кто и как должен поступать в данной ситуации.
Кроме этого, мы проводим протестные акции. В прежние времена таких акций не было.

- И невозможно это было представить?
- Да, но массовые акции – первомайская и октябрьская демонстрации праздничного характера проходили. Сейчас мы тоже проводим первомайские митинги и шествия в рамках единого солидарного дня действий профсоюзов под лозунгом «Единство, солидарность, справедливость». На этих акциях мы выдвигаем требования, актуальные на данный момент, к органам власти и к работодателям.

- Обращает ли власть внимание на такие мероприятия и как реагирует?
- В последнее время представители власти приходят на наши митинги, слушают, о чем говорят выступающие, порой даже сами выступают. И всегда внимательно относятся к требованиям профсоюзов. Но, правда, не всё выполняется из того, что мы требуем.

- Но если не требовать, то и вообще нечего ждать?
- Естественно. И завершая тему сравнения прежнего и нынешнего времени, хочу сказать: все, что мы делали прежде, продолжаем делать и сейчас, только что разве иностранным туризмом не занимаемся. И спорт остался, и культура, и оздоровительный отдых детей остался за нами, хотя это направление мы теперь осуществляем совместно с органами власти. От нас только отделилось социальное страхование. Но на условиях координации мы взаимодействуем и с этой структурой. Сказать, что сейчас меньше работы, не могу. Работы стало больше, но осуществлять ее приходится меньшими силами. Прежде у нас в аппарате профобъединения работало в три раза больше человек, чем сейчас. Что касается организационной, правовой работы по охране труда, нагрузка не стала меньше. Защита прав людей и работа по охране труда строятся по заключенному региональному трехстороннему соглашению, отраслевым, территориальным соглашениям и через заключение коллективных договоров.
По этим важным направлениям нашей деятельности проводится конструктивное взаимодействие с Государственной инспекцией труда на основе заключенного соглашения.

- С какими структурами вы еще сотрудничаете?
- С прокуратурой области. И сотрудничество с этой структурой весьма необходимо. Ведь в прежние времена невозможно было даже представить, чтобы труд человека не оплачивался. А сейчас задержки выплаты заработной платы стали очень часты. В августе этого года в области долг по заработной плате составил более 33 млн. рублей. Но благодаря работе комиссий, образованных во всех муниципальных образованиях, удается многое решить. Однако бывают случаи, когда без прокурорского вмешательства не обойтись.

- Как, на ваш взгляд, в будущем сложится судьба Смоленского профобъединения, в частности, и профсоюзов вообще?
- Прежде охват профсоюзным членством был почти стопроцентный. И было много освобожденных председателей первичек. Сейчас не так. Люди работают, в основном, на общественных началах, поэтому со стороны обкомов и профобъединения первичкам нужна большая помощь. В связи с этим мы очень активно работаем сейчас по укреплению профсоюзного движения в области. И это направление в работе профобъединения будет только развиваться. Идет процесс создания новых первичных профсоюзных организаций.
Кстати, предприниматели, создающие новые предприятия, зачастую не хотят иметь профсоюз в своей организации. Хотя закон гарантирует права наемных работников по созданию профсоюзной организации.

- И несколько слов о будущем Федерации Независимых Профсоюзов России.
- Будущее ФНПР зависит от того, насколько эффективно работают профсоюзы на местах: профобъединения и отраслевые профсоюзы.
В целом по Российской Федерации ФНПР – это главное профсоюзное движение, хотя есть и другие, так называемые альтернативные профсоюзы. Но они возникают там, где можно «засветиться», т.е. выступить в роли Моськи из известной басни И.А. Крылова. ФНПР в рамках социального партнерства и Российской трехсторонней комиссии доводит очень многие вопросы до их логического разрешения, и в этот сложный кризисный период очень часто подает предложения, которые учитывает правительство страны. Сейчас взят правильный курс на то, что из кризиса надо выходить вместе, консолидировав все действия. Надо переломить тенденцию спада, начать подниматься, а в период кризиса главное - сохранить рабочие места.
- Ваши советы молодому поколению работников профобъединения и членам профсоюзов.
- Надо в работе с людьми внимательно относиться к их проблемам и доводить до их понимания законные пути решения конфликтов.
Что касается вступления в профсоюз, – человек должен внутренне сам к этому придти. Мы никого в профсоюз не затаскиваем, но разработали и продвигаем в жизнь систему мотивации профсоюзного членства. Проводим семинары, на местах организуем встречи. Самое главное сейчас - информирование человека о том, чем занимаются профсоюзы, какая складывается ситуация, какие проблемы существуют и кто их может решить. Надеяться на общий призыв о вступлении в члены – бесполезно.
Профсоюзы всегда были нужны, они нужны сейчас, их необходимость очевидна и в будущем. Профсоюзы будут только укрепляться.
Профсоюзы – это школа жизни, школа защиты людей труда от недобросовестных работодателей.

Беседу вела
Татьяна Болошина,
заведующая информационно-
аналитическим отделом
профобъединения.





 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

№10(110)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич