Главная | Архив |

  Знатные земляки  
   

князь в.н. тенишев - предприниматель

 

В публикациях, посвященных жизни и деятельности князя Вяче­слава Николаевича Тенишева (1843 – 1903), основное внимание уделяется его научной, общественной и педагогической деятельности, а также его роли в создании Русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 года. Хотя все авторы отмечают большой вклад Вячеслава Николаевича в развитие российской промышленности, его почти двадцатилетняя предпринимательская деятельность не нашла достойного отражения.

Собранные нами материалы позволяют выделить три основных этапа этой деятельности: создание механического завода по производству машин для обработки дерева и железнодорожного строительства в начале 70-х годов, работа в Правлении акционерного общества Брянских заводов и руководство фирмой по поставке и производству электротехнического оборудования в 90 – е годы. В данной статье мы попытаемся, используя архивные данные и публикации в литературе (главным образом в технической литературе второй половины XIX века), показать вклад В. Н. Тенишева в развитие русской промышленности в начале 70-х годов XIX века.

1. Гутуевский механический завод

Техническое образование В. Н. Тенишев получил в Политехникуме в Карлсруэ, в Германии, куда он поступил в 1861 году. Начало его трудовой деятельности приходится на вторую половину 60-х годов XIX века. Как отмечал в своих воспоминаниях С. Ю. Витте, Вячеслав Николаевич сделал свое состояние «собственным трудом, начав службу на железной дороге техником с содержанием в 50 руб. в месяц».

Первые по времени сведения о существовании в Петербурге завода кн. В. Н. Тенишева и К0, обнаруженные нами, относятся к 1870 году. Газета «Московские ведомости» (№ 41, 1870) сообщала, что в январе 1870 года в департамент Торговли и Мануфактур поступило «прошение полковника Шпаковского о выдаче князю Вячеславу Тенишеву и К0 10-летней привилегии на прибор для топки паровых котлов посредством пульверизации горючих жидкостей». В это время многие изобретения Александра Ильича Шпаковского, основанные на пульверизации жидкого топлива, получили довольно широкое распространение: паяльная лампа «Вулкан», светосигнальные приборы для флота и сухопутных войск, паровые пожарные машины. Уверенно входила в практику паровая форсунка Шпаковского для топки паровых котлов, оказавшаяся более совершенной, чем другие русские системы пульверизации жидкого топлива и чем известные в то время иностранные системы. Паровые котлы, использующие жидкое топливо, внедряются в Каспийском пароходстве, на паровозах железных дорог, проводятся опыты по применению пульверизированного жидкого топлива по способу Шпаковского для металлургических целей – для выплавки железа. Способ послужил мощным толчком для внедрения в промышленность жидкого топлива, а идея о пульверизации жидкого топлива лежит в основе многих современных энергетических установок.

В 1872 году завод Князя В. Н. Тенишева и К0 принял участие в Московской Политехнической выставке, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сентября 1872 года. Это дает возможность дать более полное представление о деятельности завода, который располагался в С.- Петербурге на Гутуевском острове и имел отделение в Москве.

Передовые деятели России и, прежде всего, устроитель Политехнической выставки – Общество любителей Естествознания, Антропологии Этнографии при Московском университете - ставили вопрос о необходимости создания и развития различных отраслей промышленности в России, осуществлении тесной связи между развитием промышленности и уровнем науки и об использовании достижений науки в технике. В связи с этим основная задача выставки формулировалась следующим образом: «указать публике на полезные применения в жизни человека естествознания в научном и практическом отношениях, равно как и наглядно познакомить публику с различными техническими производствами». Завод В. Н. Тенишева и К0 являлся экспонентом двух отделов выставки: технического и железнодорожного.

Технический отдел, который располагался в здании Манежа, «заключал в себе не только собрание чертежей и рисунков», но и «аппараты и машины в действии, также мелкие производства по обработке изделий из дерева и металла в полном ходу». Одним из направлений деятельности Гутуевского завода было устройство лесопильных заводов «наиболее соответствующих потребностям механической разделки леса». В техническом отделе, в разделе XXXII Д — действующие машины для механической обработки дерева - была выставлена двойная лесопильная рама, производимая заводом.

В фондах Московского Политехнического музея, который был создан после закрытия выставки в основном на основе ее экспонатов, сохранилась переписка Комитета Выставки с Московским Отделением конторы С. Петербургского Гутуевского механического завода князя Вячеслава Николаевича Тенишева по вопросам участия завода в выставке.

В письме от 25 ноября 1871 года Председателю Механического отдела выставки с просьбой включить завод в число экспонентов, чтобы «иметь возможность ознакомить публику с устройством и производительностью лесопильной машины нашего завода», указывается необходимая для выставки лесопильной рамы площадь, а также мощность паровой машины для приведения ее в действие. При этом отмечается, что в случае невозможности предоставления необходимой движущей силы завод «охотно» возьмет на себя «приятную обязанность ознакомить публику с одним из передвижных паровых двигателей заграничного производства или постоянным паровым двигателем нашей собственной работы, приспособив таковые к движению нашей лесопильной машины». Из этого следует, что завод не только использовал паровые машины заграничного производства, но и производил свои.

В устройстве лесопильной машины использовались «новейшие усовершенствования, выработанные собственным опытом, благосклонными указаниями некоторых просвещенных лесопильных заводчиков и последними исследованиями теории». Производительность машины была, видимо, достаточно высокой, так как в письме в Комитет выставки от 13 января 1872 года специально отмечалось, что «для ее постоянного движения» необходим «громадный запас неразделанного леса в бревнах». Поэтому не случайно «князь В. Н. Тенишев за усовершенствование лесопильной машины на двух рамах» был награжден Большой золотой медалью Политехнической выставки по техническому отделу.

Другое направление деятельно­сти завода – производство серии машин для мостового производства - нашло отражение в экспонатах железнодорожного отдела. Железнодорожный отдел выставки размещался в Кремлевском саду по набережной реки Москвы от Москворецкого моста до Тайницкой башни и занимал площадь около 4000 кв. сажен. В нем был представлен не только обзор современного состояния железных дорог в России, но и история их развития, а также все «новейшие усовершенствования во всех отраслях промышленности, способствующих успехам железнодорожного дела вообще». Современники отмечали, что железнодорожный отдел по полноте и большой систематичности в распределении выставленных предметов был самым полным и самым лучшим отделом выставки и «смело мог быть назван безукоризненным во всех отношениях», так как «в образовательном отношении стоял чуть ли не выше всех прочих отделов». Среди изделий 150 экспонентов железнодорожного отдела не затерялись и были отмечены практически во всех обозрениях выставки изделия Гутуевского завода.

Особый интерес посетителей железнодорожного отдела вызывали устроенные в отдельном помещении временные мастерские, в которых демонстрировались в действии машины, используемые при строительстве железных дорог и их эксплуатации. Паровые машины приводили в действие станки и устройства, представленные заводами кн. В. Н. Тенишева, Н. И. Путилова, мастерских Ряжско-Моршанской железной дороги, Кристаля  - Фердж и Ко из Лидса в Англии, и др. Из машин завода кн. Тенишева «Вестник Политехнической выставки» обращает особое внимание на машину для изготовления болтов и заклепок разных размеров с производительностью до 4000 тысяч штук болтов или заклепок в час, которая приводилась в движение «особым заслуживающим внимания механизмом».

Почетной награды первой категории по железнодорожному отделу Вячеслав Николаевич Тенишев был удостоен «за доставление усовершенствованной конструкции целой серии машин для мостового производства». Отмеченные такой наградой выставки получали медаль из алюминиевой бронзы и адрес за подписью Почетного председателя Политехнической выставки Великого Князя Алексея Александровича, председателя выставки генерал-адъютанта Н. В. Исакова, руководителей Общества Любителей Естествознания, комитета вы­ставки и отдела.

Отметим, что с самых первых лет предпринимательская деятельность Вячеслава Николаевича Тенишева отличалась умением следить за новейшими достижениями в науке и промышленности, стремлением использовать их в своей деятельности и всячески способствовать развитию российской промышленности. Важным направлением его деятельности являлось осуществление помощи и поддержки русским изобретателям.

 

 

Автор благодарит за помощь в работе сотрудников Объединенного мемориального музея Ю. А. Гагарина в г. Гагарине - директора музея М. В. Степанову и сотрудников историко-этнографического отдела во главе с М. С. Федоровой, а также сотрудников Московского Политехнического музея, и, прежде всего Морозову С. Г., за предоставленные материалы.

 

 

 

 

10(90)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск / 2006-2018 / Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич