Известнейший на Смоленщине
человек, заслуженный деятель науки, Почетный
гражданин города Смоленска, Дмитрий Иванович
Будаев (см. фотографии) пишет не только глубокие
научные труды, но и весьма интересные мемуары.
Читая его воспоминания об учебе и работе в
Смоленском пединституте (за 1946-1990 годы), я
обратил внимание, что развязка многих
описываемых им событий для современной молодежи
покажется совершенно неожиданной и
неправдоподобной. Вспомнив игру «Что? Где?
Когда?», я подумал, что с очерками Дмитрия
Ивановича сегодняшнего читателя, особенно
молодого читателя, можно познакомить в
занимательной форме – в виде «задачек», принятых
в клубах знатоков. И вот что у меня получилось
(авторские тексты цитируются с пропусками).
* * *
«В 1980 году наша бывшая студенческая группа
встретилась в родном институте через тридцать
лет после его окончания. Приехали … человека.
Все они, кроме …, продолжали работать в школе
или педвузе». Какие числа написаны вместо
многоточий?
Ответ: 22 и 1 (возможно ли сейчас такое?).
* * *
«В ряду литературных встреч самая памятная –
вечер, посвященный пятидесятилетию И.В.
Исаковского. Это было в январе 1950 года. Перед
началом встречи секретарь партбюро института
поручил мне выступить от имени студентов. Как
только Н.И. Рыленков назвал мою фамилию вместе
со словами: студент исторического факультета,
А.Т. Твардовский громко спросил: …».
Что спросил Твардовский?
Ответ: «Что же на литературном факультете не
нашлось любителя поэзии Исаковского»?
* * *
«Когда из печати вышла моя «Смоленская деревня в
конце XIX - начале XX вв.», подруга жены, увидев
толстую книгу (в ней 457 страниц), с завистью
спросила:
– Сколько же Дмитрий Иванович заработал?
– А как ты думаешь: сколько? – подзадорила жена
подругу, и после того, как она назвала сумму,
которая, по ее представлениям, достойно
оценивала вложенный в создание книги труд,
разъяснила: – Столько, если не больше, он
заплатил машинисткам за перепечатку рукописи, а
сам он…».
Что сказано дальше?
Ответ: «не получил ни копейки».
* * *
«Смоленску было поручено подготовить и
опубликовать сборник «Коллективизация сельского
хозяйства в Западном районе РСФСР». По
предложению смоленских государственного и
партийного архивов была сформирована
редколлегия. Предполагалось, что ее возглавит
секретарь обкома КПСС по идеологии Татьяна
Никифоровна Яровая, а войдут в нее заведующая
партархивом, начальник архивного отдела
облисполкома и я. Как рассказывали очевидцы,
Яровая, прочитав предложенный список, сказала:
…».
Что было сказано?
Ответ: «Ответственным редактором должен быть
историк-исследователь. А я, по алфавиту, в вашем
списке буду последней».
* * *
«Мест в общежитии, как и стипендий, на всех
нуждающихся не хватало. Или стипендия – или
общежитие, исключения из этого правила случались
редко. В «один прекрасный день», когда на
факультете делили места в общежитии, зашла в
деканат мать прекрасной студентки, получавшей
Ленинскую стипендию. Она возмущенно спросила:
– Как же так: лучшей студентке факультета не
дают места в общежитии?!
Мои объяснения на нее не произвели должного
впечатления, и тогда я посоветовал:
– В той группе, где учится Ваша дочь, сейчас
идет собрание, обсуждают, кому выдать ордера на
проживание в общежитии. Сходите туда,
послушайте...
Через полчаса она вернулась». Что сказала
женщина?
Ответ: «Я все поняла. Проживем без
общежития...».
* * *
«Бывали целые полосы проверок и взаимопроверок.
Все инстанции – обком, горком и райком,
ректорат, партком и профком – одновременно
начинали всяческие проверки. Весь актив
включался в эту «работу» – кто в качестве
проверяемого, кто в качестве проверяющего, или в
обоих этих качествах сразу. Кафедру истории СССР
(я в то время заведовал ею) проверял заведующий
кафедрой истории КПСС профессор К.Н. Космачев, а
я проверял его кафедру. Константин Назарович
предложил весьма рациональный способ
взаимопроверки». Какой это способ?
Ответ: «Напишите справку о своей работе и я
подпишу, а я составлю документ о работе своей
кафедры и Вы ее подпишете».
* * *
«Пока я учился, моя жена учительствовала в своей
родной деревне. Пришлось обзавестись коровой. Я
пробовал отговорить жену от дополнительной
нагрузки по хозяйству: «Тебе любой колхозник,
имеющий корову, продаст молока, сколько тебе
нужно».
– Не продаст, – возразила она, – …».
Что дальше сказала учительница?
Ответ: «Будут давать бесплатно. А я не могу
брать бесплатно, ведь я учительница их детей».
* * *
«Способ доставки моего сена к дому был таким же,
как и доставка дров. Надо было пойти на поклон к
бригадиру. Пришлось поступиться принципами
(корову-то кормить надо!). Операция оказалась
легче легкой. Не успел я заикнуться о том, что
мне нужен бычок, чтобы привезти сено из соседней
деревни, и осторожно дотронуться до
оттопыренного кармана, как «хозяин» не только
дал разрешение, но и сам запряг «бычка» в сани».
Что было в кармане?
Ответ: бутылка самогона.
* * *
«Во время октябрьских праздников студентка
пятого курса К. не поехала домой, осталась в
комнате одна и пригласила к себе переночевать
знакомого парня. И вот к декану приходит
девушка-комсорг, приглашает на собрание: будут
обсуждать аморальное поведение К. Выступили
почти все девушки, бурно проявлявшие заботу о
нравственной чистоте будущих учительниц, и
многие парни, выражавшие свою неприязнь к
случайным половым связям сдержаннее. Приказ
ректора гласил …». Что говорилось в приказе?
Ответ: «К. исключается из института по
требованию студенческой общественности».
* * *
«Он повел меня «под грибки» (буфет на открытом
воздухе в городском саду «Блонье»), скомандовал
буфетчице:
– Две кружки пива! – и когда она накачала кружки
пенистой жидкостью из бочки, добавил: –
Подогреть!».
Что сделала буфетчица?
Ответ: «Мне не было известно, что значит
«подогреть». Буфетчица добавила в пиво по стопке
водки».
* * *
«В санатории моим соседом по палате оказался
пятидесятилетний крепыш, заместитель директора
одного из уральских заводов, который откровенно
заявил, что он ничем не болен, к врачам не
обращается. Мое недоумение, зачем же он приехал
туда, где лечат сердечно-сосудистые заболевания,
разъяснил обезоруживающими словами: …». Какие
это слова?
Ответ: «А я езжу для профилактики – каждый год в
санаторий другого профиля».
|
|