Главная | Новости | О журнале | Реклама | Для авторов | Пишите нам

  ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО  
   

ДРЕВНИЕ ХРАМЫ СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛИ

 

  

Церкви  так похожи на ракеты.

Упираясь куполами в небосвод,

Будто во Вселенной бродят где-то,

Вместе с твердью

совершая оборот.

Наполняясь на Земле

теплом и светом,

Храмы, как на старте, напряглись,

Чтобы вмиг сорваться

к тем планетам,

На которых все мы родились.

 

Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии… Особое место в истории Смоленска занимает  ранний период проникновения христианства и православной культуры. Он был не столь коротким, как нам сегодня представляется. История древнего мира спрессована в нашем сознании. Вот и этот период в истории Смоленска, который умещается на нескольких страницах учебника, был долгим и плодотворным. Он оставил нам в наследство великолепные памятники древней культуры - православные храмы.

Уже в X веке Смоленск был большим и богатым городом. Он заметно выделялся среди соседних городов и постепенно становился средоточием весьма значительной области – «Смоленской земли». Ее территория, не имея точно определенных политических границ, в X – XIV веках занимала площадь нынешней Смоленской области и части соседних областей: Витебской, Псковской, Московской, Калужской, Тверской, Орловской и Могилев­ской. Уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, данная в Смоленске в 1157 году, насчитывает в Смоленской области 47 городов.  Есть также указания на зависимость от Смоленской области Витебска и Полоцка.

Мирный характер обитателей Смоленской земли, их зажиточность и культурное развитие стояли в прямой зависимости от чрезвычайно выгодного географического положения этой земли и, главным образом, самого города Смоленска. Располагая верховьями великих рек и находясь, таким образом, на великом водном пути, Смоленская земля влияла на исторические судьбы многих народов. Через эту землю пролегал водный путь, который издревле назывался «путем из варяг в греки» и по которому велись все торговые сношения с юга от Черного моря на север вверх по Днепру. С этим продольным путем здесь же пересекался путь поперечный на восток – по Волге и на запад по Двине к Балтийскому морю. Смоляне владели волоками между системами трех важнейших рек, по которым «волочились» на катках лодки. Водные  пути вплоть до XIV века служили единственными средствами сообщения и торгового обмена городов Западной Европы и Прибалтики с древней Русью и с азиат­ским Востоком и византийским Югом. Отсюда понятно  огромное значение этих путей для всемирной торговли и цивилизации того времени. Все это, в конечном итоге, предопределило особую роль Смоленска как центра православной культуры.

Как известно, в X веке Смоленск добровольно вошел в подчинение Киевскому государству, сохранив относительную самостоятельность в форме вечевого уст­ройства. До середины XI века Смоленск управлялся киевскими наместниками, собиравшими со смолян дань. После смерти киевского князя Ярослава в 1054 году Смоленск впервые получил своего князя, им оказался Вячеслав – четвертый сын Ярослава. С появлением княжеских наместников, а позже – князей существенно меняется жизнь в Смоленске, изменяется и географическое положение города. Наместники и князья начинают селиться на левом берегу Днепра, в местности, которая получила историческое имя «Смядынь». С временем княжения христианина Вячеслава Ярославовича связано быстрое распространение православия в Смоленской земле.

Официально христианство проникло в Смоленскую землю в 1013 году, когда «святой Владимир крестил всю землю смоленскую в 6521-е лето», пишет Нестор. Правда, некоторые историки считают, что это произошло несколько раньше – около 990 года, когда в Смоленске останавливался проездом из Киева в Новгород митрополит Киевский Михаил.

В первое время храмы в Смоленске строились по типу киевских. Первый каменный храм Успения Богородицы 1 мая 1101 году заложил  Владимир Мономах. Он же учредил в Смоленске епископию. Первым епископом Смоленским был Симеон. Но все же наибольшую известность получил епископ Мануил, «ученый грек», который возглавил епископию в 1137 году, после ее повторного подчинения князем Ростиславом Мстиславовичем Переяславльской епископии. На Смолен­ской земле появляются  монастыри и церкви, что еще более упрочивало положение Смоленска, но уже в большей мере как центра просвещения.

В XII веке в Смоленске построено 4 церкви: Бориса и Глеба на Смядыни (впоследствии давшая основу Борисоглебскому монастырю), Петра и Павла, св. пророка Боговидца Илии, св. чудотворцев Козьмы и Демьяна. Церковь Бориса и Глеба была построена на Смядыни, вблизи места гибели Глеба – сына киевского князя Владимира. При князе Романе Ростиславовиче (1160 – 80) на Смядыни были построены: храм Иоанна Богослова и церковь св. Василия.

Смядынь – местность, расположенная в излучине Днепра между древней рекой Смядынью и рекой Кловкой, – на протяжении многих лет была центром торговой жизни нового города.  Гости, приходя в Смоленск водным путем, разгружали товары и производили торг на большой ровной площади, окруженной  к середине XV века тремя монастырями: с востока – Борисоглебским в устье Смядыни, с запада – Троицким в устье Кловки и с юга – Спасским, на месте бывшей деревни Чернушки. В этих монастырях были большие  каменные  подвалы и кладовые, служившие для складирования и хранения привезенных товаров. Духовенство наблюдало за правильностью торговли и хранило образцовые весы. Сами церкви были отчасти приспособлены к торговле: в их притворах вывешивались товары. По мере надобности товары перевозились в верхнюю часть города. Перевозкой товаров занимались извозчики, которые  населяли целый посад, тянувшийся от Свирской церкви до подъема на Казанскую гору у церкви Иоанна Богослова.

Свирская церковь – церковь Михаила Архангела (Архистратига) была построена в период княжения Давида Рости­славовича в конце XII века (1180 – 1197). Чуть раньше по заказу князя Романа Ростиславовича была построена церковь Иоанна Богослова (60-е годы).  Эти храмы отличались такой красотой, что любители церковной архитектуры издалека приезжали в Смоленск для их осмотра. О церкви Михаила Архангела в Ипатиев­ской летописи 1197 года говорится, что такой церкви «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены». В XII веке церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным и изысканным храмом на севере Руси.

В архитектурном плане Свирская церковь принадлежит к типу башнеобразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII – начале XIII века. Это единственный сохранившихся к настоящему времени из десяти смоленских храмов такого типа. На северной стене северного притвора, на откосах заложенных балок, между окнами барабана до сего времени сохранились фрагменты росписи XII века.

Благодаря связям вначале с Византией,  а с XIII века с Западной Европой, древний Смоленск был городом с высоким уровнем образованности его жителей. В стенах его монастырей были созданы литературно-просветительные школы. Литература и просвещение на Руси, как известно, развивались вместе с проникновением христианских начал и письменности.

Одним из крупных и интересных деятелей древнерусской духовной литературы являлся Климент Смолятич. Схимник Климент жил в Зарубинском монастыре. В Никоновской летописи говорится про него, что он «книжник и философ, так яко же в русской земле не бяшетъ». В 1147 году Климент был возведен собором русских епископов в сан митрополита. Будучи подвижником и ученым богословом, он в то же время был очень талантливым и плодовитым писателем. До нас дошла лишь ничтожная часть его произведений. Климент и его последователи в своих трудах иносказательно толковали Священное Писание, опираясь на труды Гомера, Платона и Аристотеля. Последнее свидетельствует о том, что они в подлинниках читали греческих авторов.

Весьма поучительно жизнеописание знаменитого смоленского просветителя преподобного Авраамия, написанное его учеником Ефремом. Авраамий, живший в конце XII столетия, был иеромонах монастыря «Святого Креста». Его блестящие проповеди на самые  важные жизненные темы  привлекали в церковь разные слои населения: именитых  людей, бедняков и рабов. Популярность Авраамия была так велика, что некоторые городские церкви опустели. Эта слава породила такую зависть, что против него, по свидетельству его биографа, «попы рыкали как волы». Борьба между священниками Смоленска завершилась посрамлением обвинителей и завистников Авраамия. Впоследствии Авраамий стал игуменом и архимандритом монастыря Положения Ризы и пояса (впоследствии названном Авраамиевым). В Зарубинском и Авраамиевом монастырях, где долго проповедовал Авраамий, появились богатые книгохранилища.

В эти же времена по инициативе част­ных лиц в Смоленске создавались многочисленные училища, учреждались школы писцов и живописцев. Для проектирования и строительства храмов особой художественной архитектуры выписывались иностранные  мастера. Духовная жизнь смолян  проявлялась в развитии «изящных» искусств, особенной любовью пользовалась живопись (фрески, иконы).

Очевидно, что при высоком уровне общественного развития Смоленска, Климент и св. Авраамий не были в его жизни случайным явлением. Были и другие просвещенные люди. Смоленск дал ряд прекрасных литературных произведений, хотя большинство из них не дошло до нашего времени. Из таких произведений, кроме послания Климента и биографии св. Авраамия, известны: «Повесть о Меркурии», «Путешествие Игнатия Смольнянина в Палестину и Константинополь» и некоторые другие.

Наряду с Киевом, Смоленск являлся в древней Руси крупным центром  просвещения. Смоленский князь, просветитель Ростислав Мстиславович (1126 – 1169), одновременно с постройкой церквей в Смоленске и в других городах, собирал латинские и греческие рукописи, набирал переводчиков и переписчиков, которые  переводили и переписывали сокровища древней мудрости. Таким же ревностным покровителем просвещения был и его сын Давид. Жизнь и деяния князя Ростислава Мстиславовича дошли до наших дней в виде наиболее раннего памятника смоленской литературы – повести «О великом князе Ростиславе Смоленском и его церкви».

Всего в домонгольский период в Смоленске было построено 26 храмов. К сожалению, к настоящему времени сохранились только 3, остальные разрушены, в основном, в период до XVIII века. После опустошительной войны 1812 года в Смолен­ске остались целыми только 3 храма (Успенский собор, Покровская церковь, нижний придел храма и в честь преп. Сергия в церкви Вознесенского монастыря). 6 других сохранившихся к этому времени храмов были сожжены, остальные разорены и разграблены.

Сегодня – время строить храмы, и они строятся на Смоленской земле. Но, пока еще, это только культовые сооружения – у них нет истории, они не пропитались духом русского народа. Древние смоленские храмы не просто создают особую городскую атмосферу и придают своеобразный колорит архитектурному ансамблю Смоленска, они – одновременно и взгляд в прошлое, и послание из этого прошлого в будущее. Сохранение великого наследия Смоленской земли и всей России, а там, где возможно, восстановление утерянного, должно стать важнейшей заботой современного общества. 

 

 

 

 

11(91)На главную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

© Журнал Смоленск, 2006-2015
Главный редактор: Коренев Владимир Евгеньевич
Адрес: 214000, г. Смоленск, ул.Глинки, д.7, к.17
Телефон/факс: (4812) 32-67-21